Главная - Миграционное прав - 38 соотношение универсальных и культурно исторических ценностей в правосознании

38 соотношение универсальных и культурно исторических ценностей в правосознании


Система и историческая эволюция ценностей, имеющих отношение к государству и праву.


Древние обычаи, нормы, учреждения рас­сматривались как воплощение справедливости, а всякое отсту­пление от них воспринимались как порча, деградация, отход от золотого века». Такая традиция особенно характерна для стран Востока. На Западе, еще в Древней Греции наряду с уважением к обычаю возникла тенденция усовершенствования, поисков лучших форм общественной организации. В Новое и Новейшее время сакрализация старины расшаты­вается и подтачивается сознательными усилиями, направлен­ными на преобразование мира.

Возникает новая ценность — прогресс, стремление к лучшему, преобразование устаревших и несправедливых институтов.

23. Классификация ценностей.

Но рядом с прогрессом всегда сохраняется, а временами набирает силу и доминирует уважение к существующим порядкам, уходящим корнями в прошлое. Ныне оно вполне уживается с признанием необходимости не­которых перемен, если только они не чрезмерны, постепенны и не разрушительны.
Соотношение ценностей и культурных норм.

Политические: права человека, свобода слова, государственность, законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям. Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь. Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, эклектизм, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде.

Развитие культуры. В человеческом обществе культура развивалась чрезвычайно медленно в доисторические времена, более быстрыми темпами в средние века и в период новой истории, а затем необыкновенно быстро и с неограниченной областью распространения в наше время. Если попытаться даже поверхностно

Учебное пособие

В культурных системах системным элементом является связанность.

Развитая культура предполагает определенное соответствие стандартов, регулирующих поведение индивида, живущего в социальном мире, и стандартов, принимаемых обществом. Иначе поведение человека носит непредсказуемый характер.

О таком человеке обычно говорят, что на него нельзя положиться.

Никто не может полностью пренебрегать стандартами, которые укоренены в определенной культуре.

^ В культурологии трудно обойтись без понятия ценности, так как ценности организуются в систему только в рамках определенного культурно-исторического контекста, формируя ядро той или иной культуры.

Не случайно среди многочисленных определений культуры и подходов к ее анализу существует аксиологический подход, интерпретирующий культуру как систему ценностей, норм и институтов.

Православные ценности и русская правовая культура Текст научной статьи по специальности «Философия»

Особенность развития российского общества на современном этапе заключается в том, что на уровне коллективного и индивидуального сознания произошёл слом системы ценностей, характерной для предыдущего этапа развития общества, связанного с социалистическим укладом жизни.

Культурная жизнь без ценностей невозможна, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости.

В свою очередь, социалистическое общество также сформировалось в результате слома предшествующей общественной и ценностной системы.

В связи с этим особую актуальность приобретают исследования, направленные на системное изучение ценностного измерения происходящих в российском обществе процессов, имеющих своеобразное проявление в сфере религии и права, в контексте их развития и становления. Исторически правовая система в России, как и в большинстве европейских стран, формировалась под влиянием римского права.

Однако следует отметить, что русское правосознание тесным образом связано с традиционными ценностями, которые транслировались из поколения в поколение благодаря определяющей роли православной веры в жизни русского человека.

Тем не менее интенсивно развивающиеся интеграционные процессы начинают все более ощутимо оказывать влияние на неевропейские регионы, в том числе и в области прав человека. Универсальные представления о ценности человеческой жизни, равенстве, свободе, справедливости и т.

д., так или иначе, присущи всем цивилизациям.Между универсальными и национальными правовыми ценностями существует взаимосвязь, которая характеризуется наличием универсальной ценностной составляющей в национальном законодательстве.Исследование показало, что, несмотря на неоднозначность восприятия универсальных правовых ценностей в различных цивилизациях, начался процесс регионализации, т. е. создания стандартов в области защиты прав человека в регионах, исходя из их культурных, исторических особенностей, но с опорой на международные документы.Тем самым ряд правовых ценностей может быть отнесен к числу универсальных, даже при сохранении специфики, связанной с культурно-историческими особенностями того или иного общества.

Культурно-исторического процесса

В культуре могут отражаться различия в мировоззрении, системе ценностных ориентаций, поэтому можно констатировать наличие как реакционных, так и прогрессивных тенденций в ее развитии.

Динамика культуры обусловлена взаимодействием общества и природы, развитием специализированных сфер деятельности общества (науки, политики, техники, религии, философии, искусства и т. д.), а также взаимодействием различных социальных слоев и институтов. Другими словами, именно инновация способствует выработке новой системы ценностных ориентаций и соответственно новых моделей социального поведения.
Следует также отметить, что любая форма локальной специфической культуры отражает всеобщее, общечеловеческое содержание.

Можно говорить о взаимопроникновении культур, их синтезном развитии.

В этой связи всю мировую культуру можно рассматривать как единство многообразия. Это проявляется в том, что, во-первых, в истории

Правовые ценности: понятие и виды

Все более и более раскрываются ныне правовые ценности прецедентного права, выражающие оптимальное приспособление правовых принципов к жизненным ситуациям. Проблема определения категории «правовая ценность» на современном этапе развития российского общества является, без сомнения, весьма значимой, поскольку без ее должного исследования правовой аксиологии невозможно оптимизировать механизм правового регулирования, так как правовые ценности упорядочивают правовую действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с юридической наукой аспекты правовой действительности.

Правовые ценности соотносятся с истиной, с представлением об идеале в праве, желаемом и нормативном. Правовые ценности придают смысл правовой жизни.

Проблема ценностей проявила себя в науке в 60–80-е гг. XIX в. как «аксиология», пережив расцвет своего развития в качестве самостоятельной культурно-философской дисциплины в первой трети XX в.

27.Унивирсально — цивилизованное и специфично – культурное в правосознании

; в крайнем варианте эта позиция приводит к дифференциации цивилизованных народов, которые освоили эту идею, и нецивилизованных, отстающих в своем развитии народов, которыми эта идея должна быть освоена.

Партикулярно-коммунитаристская, выходящая из принципа множественности и разнородности культур и их стремления сберечь и защитить свою идентичность, утверждающая, что идея права не универсальна и характерна лишь для западной культуры, другим же культурам она чужда. Вторая концепция самобытности культур — самая модная сейчас.

Сторонники данной концепции утверждают, что каждая культура самоценна. Надо дать возможность жить внутри своей культуры и сделать все ради сохранения такой экологии культуры. Однако защита своеобразия оказывается иногда лишением прав на свободу и другой мир.

Представляется, что ближе к истине умеренно-либеральная позиция, которая, с одной стороны, отстаивает универсальность

Соотношение правовой культуры, правосознания и менталитета

Высокий уровень правовой культуры является одним из признаков правового государства.

Существуют различные формы общественного сознания, с помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое сознание. Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.

В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Действующее право и правовая действительность в целом получают отражение в общественном и индивидуальном сознании человека.