Главная - Интеллектуальная собственность - Особенности правовой ответственности в международном воздушном пространстве

Особенности правовой ответственности в международном воздушном пространстве


Ответственность в международном воздушном праве


Поскольку субъектами ответственности по условиям этих до­говоров являются стороны сделки (контракта на продажу услуги), эти вопросы относятся к области международного частного права. Согласно Варшавской конвенции 1929 года, перевозчик несет ответственность за вред, выразившийся в смерти и любом телесном повреждении пассажира, в уничтожении, утере или повреждении ба­гажа и груза, а также в опоздании при перевозке. Многочисленные дополнения и поправки к Варшавской конвен­ции 1929 года, в том числе внесенные Гаагским протоколом 1955 года (см.

подробнее раздел «Источники международного воздушного пра­ва», выше), не изменили этого основополагающего принципа.

Ответственность в международном воздушном праве

В зависимости от геогра­фических масштабов государства национальная гражданская авиа­ция осуществляет перевозки внутри страны и за границу или огра­ничивается только международными перевозками.

По договорам Варшавской системы установлены максимальные пределы ответственности авиаперевозчика (ограничение ответствен­ности по сумме), что отражает политику своеобразного протекциониз­ма государств в отношении своих национальных авиапредприятий.

Российское государство располагает огромным воздушным про­странством. В первую очередь российская гражданская авиация обеспечивает внутренние сообщения и перевозки пассажиров и гру­зов по всей необъятной территории России. Российские внутренние воздушные сообщения и перевозки начинаются и завершаются внут­ри российского государства.
Регулируются эти перевозки исклю­чительно российским законодательством, и международные дого­воры Российской Федерации в области воздушных сообщений на них не распространяются.1 Иным образом регулируются полеты и перевозки, выполняемые российскими авиакомпаниями в другие государства. Такие полеты и перевозки, осуществляемые за преде­лы российской территории, автоматически

О некоторых особенностях ответственности в международном воздушном праве Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Конвенции «О запрещении военного или иного другого враждебного использования средств воздействия на природную среду». Статья 1 Конвенции содержит обязательства каждого государства-участника не прибегать к любому враждебному использованию средств воздействия на природную среду в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику.

В понятие природной среды включается и космическое пространство [5]. Следует отметить, что основным межправительственным органом ООН, активно действующим в области мирного освоения космического пространства, является учреждённый в 1959 г. Комитет по использованию космического пространства в мирных целях.
Комитетом проводится анализ масштабов международного сотрудничества в области мирного использования космического пространства, разрабатываются программы, и осуществляется руководство техническим сотрудничеством ООН в этой области.

Международное воздушное право

В современном международном праве мы встречаемся с огромным количеством норм ответственности, созданных в форме договора, который является одним из основных источников международного права.

Договор оказывает огромное влияние и ответственности на развитие современного международного права. Международный договор занимает важнейшее место в регулировании отношений между государствами.

Договор является, наиболее распространенной формой регулирования международного сотрудничества в различных областях. Растет влияние международного договора на внутреннее право государств. Все эти положения можно объяснить усложнением международных отношений, с одновременным повышением требований к конкретности и точности международно-правового регулирования.

Регулирование все большего объема современных международных отношений может быть обеспечено только путем применения договорных норм, которые закрепляют конкретные правила поведения субъектов международного права, в четкой форме.

Международное право. Особенная часть

По условиям Варшавской конвенции установлены пределы ответственности авиаперевозчика (ограничение по сумме).

Ответственность основана на принципе вины (ограниченная ответственность). Регламентирована также процедура возмещения ущерба. В целях модернизации и консолидации Варшавской конвенции в Монреале 28 мая 1999 г.

была принята Конвенция

«Для унификации некоторых правил Международных воздушных перевозок»

. Гвадалахарская конвенция 1961 г. относительно унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, выполняемой лицом иным, чем договорный перевозчик, распространила основные принципы Варшавской конвенции на перевозки на арендованных воздушных судах.

В данной области существует также Монреальское соглашение 1966 г., заключенное между авиакомпаниями и относящееся к осуществлению перевозок в США, из США или через территорию США.

Международное воздушное право

Как и любые нормы международного права, нормы международного воздушного права, а также дополнения и изменения в ранее заключенные договоры, являются обязательными только для ратифицировавших их стран.

Предел ответственности перевозчика поданному Соглашению повышается до 58 тыс.

Первый нормативно правовой акт, направленный на регулирование воздушных полетов был принят в 1784 году властями Парижа, в котором запрещались полеты на воздушном шаре без специального разрешения полиции, с целью защиты жизнь и здоровья людей и частной собственность от негативных последствий, которые могли быть вызваны падением воздушного шара. В свою очередь в 1784 году в России Екатерина II издала указ о запрещении пускать воздушные шары с 1 марта по 1 декабря из-за опасности возникновения пожаров.

Акты аналогичного содержания также были приняты в других государствах. Основным принципом международного воздушного права является то, что каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством, расположенным над его территорией, включая территориальные моря.

Ответственность в международном воздушном праве

В 1955 г.

предел ответственности перевозчика был увеличен вдвое Гаагским протоколом, дополнительным к Варшавской конвенции.

Гвадалахарская конвенция 1961 г., дополнительная к Варшавской, относительно унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, выполняемой лицом иным, чем договорный перевозчик, распространила основные принципы Варшавской конвенции на перевозки на арендованных воздушных судах. В 1966 г. было подписано Монреальское соглашение между авиакомпаниями, выполняющими перевозки в США, из США или через территорию США. Соглашение повысило предел ответственности авиаперевозчика до 58 тыс.

долл, без судебных издержек и 75 тыс.

долл., включая судебные издержки. В 1971 г. в Гватемале был подписан Протокол, дополнительный к Варшавской конвенции 1929 г., измененной Гаагским протоколом 1955 г. Им введен принцип объективной ответственности перевозчика и установлен предел ответственности в 100 тыс.

Проблемы развития международного воздушного права и пути их решения

Поскольку субъектами ответственности по условиям этих договоров являются стороны сделки (контракта на продажу услуги), эти вопросы относятся к области международного частного права.

Согласно Варшавской конвенции 1929 года, перевозчик несет ответственность за вред, выразившийся в смерти и любом телесном повреждении пассажира, в уничтожении, утере или повреждении багажа и груза, а также в опоздании при перевозке[8; c. 42]. По договорам Варшавской системы установлены максимальные пределы ответственности авиаперевозчика (ограничение ответственности по сумме), что отражает политику своеобразного протекционизма государств в отношении своих национальных авиапредприятий. Ответственность основана на принципе вины (ограниченная ответственность).

Регламентирована также процедура возмещения ущерба. Гвадалахарская конвенция 1961 года, дополнительная к Варшавской, относительно унификации некоторых правил,

Ответственность в международном воздушном праве

Поскольку субъектами ответственности по условиям этих договоров являются стороны сделки (контракта на продажу услуги), эти вопросы относятся к области международного частного права.

Согласно Варшавской конвенции 1929 года, перевозчик несет ответственность за вред, выразившийся в смерти и любом телесном повреждении пассажира, в уничтожении, утере или повреждении багажа и груза, а также в опоздании при перевозке. По договорам Варшавской системы установлены максимальные пределы ответственности авиаперевозчика (ограничение ответственности по сумме), что отражает политику своеобразного протекционизма государств в отношении своих национальных авиапредприятий.

Ответственность основана на принципе вины (ограниченная ответственность).