Главная - Семейное право - Подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти субъектов рф

Подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти субъектов рф


Подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти субъектов рф

Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти


Представляется, что их решение немыслимо без построения эффективно действующей, логичной, непротиворечивой и сбалансированной нормативно — правовой базы, включающей в себя различные виды актов, в том числе и издаваемых федеральными органами исполнительной власти. Последним принадлежит особое место в правовом массиве, что обусловлено как положением органов исполнительной власти в механизме государства, так и характером выполняемых ими функций и задач.

Такого рода акты согласно сложившимся традициям условно называются «ведомственными». Их изучение является традиционным направлением научных исследований, которое не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело в свете реалий сегодняшнего дня особую теоретическую и практическую значимость, что обусловлено множеством объективных факторов, среди которых важнейшими являются преобразование правовой системы современного российского государства, реальное претворение принципа верховенства закона в правовой действительности, формирование эффективных механизмов обеспечения прав и свобод граждан.

Подзаконные нормативные правовые акты в Российской Федерации

Основные признаки подзаконных актов: — принимаются на основании и во исполнение законов, не противоречат их предписаниям; — воспроизводят, дополняют, конкретизируют нормы закона; — характеризуются упрощенным порядком принятия и введения в действие; — их юридическая сила предопределяется нормативно закрепленным положением определенного органа, издающим эти акты, в системе государственного механизма (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.); — отличаются возможностью, в сравнении с законом, быстрее реагировать на существенные изменения действительности; — характеризуются неоднородностью, различными наименованиями (указ, постановление), различной юридической силой, формами издания.

Виды подзаконных нормативных правовых актов.

В современной России в зависимости от субъектов, издавших акт, выделяют федеральные подзаконные акты, подзаконные акты субъектов федерации, подзаконные акты муниципальных органов, локальные подзаконные акты.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

Согласно Конституции РФ, закрепляющей принципы взаимоотношений субъектов РФ с Федерацией в лице федеральных органов государственной власти в целом, субъекты РФ рассматриваются как равноправные между собой и «во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти», обладающие вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов «всей полнотой государственной власти» (п. 4 ст. 5, ст. 73). В соответствии с п.

2 ст. 5 Конституции РФ республика (государство) имеет свои конституцию и законодательство, а все остальные субъекты РФ имеют свои устав и законодательство. В ст.

Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.14, кандидат юридических наук Смирнова, Анна Анатольевна

Так, на сегодняшний день достаточно проблемными являются: определение места и роли нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в правовой системе России; уяснение их юридической силы по отношению к иным нормативным правовым актам; уточнение круга органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе принимать нормативные акты; совершенствование порядка их принятия, а также действия в пространстве, времени и по кругу лиц; обеспечение соблюдения принципов, требовании и гарантий законности при издании нормативных актов.

Соответственно, статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики, а статус всех иных субъектов РФ — Конституцией РФ и уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Помимо этого, нельзя не учитывать, что нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации содержат Под органами исполнительном власти субъектов Российской Федерации в этом случае и далее понимаются высшее должностное лицо, высший исполнительный орган государственной власти, иные органы исполнительной

Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной власти

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти: Президента, Правительства, министерств и иных федеральных органов власти.

Рассмотрим некоторые из них. А. Указы Президента. Президент — глава государства. Указы, издаваемые им, занимают следующее после законов место и обязательны для исполнения по всей территории России. «В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики.
В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу». ( Корель. С. 309) Перечень субъектов для подготовки проектов указов законодательством не установлен, обычно их подготавливают заинтересованные ведомства или Правительство.

Указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Б. Постановления и распоряжения Правительства.

Акты субъектов Российской Федерации.


Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой. В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу.
Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

Рекомендуем прочесть:  Обжаловать 118 ст укрф

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

По своей значимости федеральные законы делятся на группы: 1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной

Подзаконные нормативные акты

Эти акты весьма разнообразны.

Это и постановления Го­сударственной Думы о принятии закона в окончательном вариан­те, либо законопроекта в первом или -втором чтении, либо его от­клонении; постановления Совета Федерации об одобрении закона.

Чаще всего нормативные постановления палат Федерального Собрания посвящены урегулированию организационно-техничес­ких, процедурных вопросов. Палаты Федерального Собрания наряду с нормативными при­нимают и постановления индивидуального порядка. Например, постановление Совета Федерации о назначении на должность судьи Конституционного или Верховного Суда; постановление Го­сударственной Думы о досрочном прекращении полномочий ка­кого-либо депутата и др.

Акты Президента. В соответствии с Конституцией России, Президент Российской Федерации является главой государства и наделен весьма широкими полномочиями. Реализуя их, он из­дает указы и распоряжения. Президент

Подзаконные акты на уровне субъекта

Акты органов местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:

  1. — акты представительных органов.
  2. — постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;
  3. — акты поселковых и сельских сходов (собраний);

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными. Локальные нормативные правовые акты (акты организаций и учреждений).

Подзаконные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации

Президенты республик принимают указы и распоряжения.

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения.
Глава исполнительной власти субъекта РФ правомочен принимать нормативно-правовые акты в форме постановлений и распоряжений.

Руководители министерств, управлений, иных органов исполнительной власти субъекта РФ могут принимать приказы, издавать инструкции, рекомендации, положения.

В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина Президент РФ имеет право приостанавливать действия таких актов до решения вопросов соответствующим судом. Этим правом Президент РФ пользовался несколько раз.