Главная - НДФЛ - Понятие предмет методология системы государственного управления как научной дисциплины

Понятие предмет методология системы государственного управления как научной дисциплины


Объект, предмет и методология теории государственного управления


Предмет любой научной дисциплины определяется кругом тех основных вопросов и проблем, которые изучаются в ес рамках. Теория государственного управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований.

Она изучает закономерности организации управления обществом со стороны государства и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций — основная задача любой науки, в том числе и теории государственного управления. В соответствии с таким методологическим подходом к основным элементам предмета теории государственного управления могут быть отнесены:

Предмет и задачи курса «Теория и методология государственного управления»

Как Вы это понимаете?

Виды ответственности. Охарактеризуйте виды государственного управления. Что такое субординационное управление?

Что такое отраслевое и функциональное управление?

Раскройте их суть. Какие бывают виды управления в зависимости от его масштабов и временных рамок? Раскройте их. Какие бывают виды управления по способам учета интересов объектов управления и используемых методов?

Раскройте их суть. Охарактеризуйте уровни государственного управления. Что такое представительство интересов в государственном управлении и что включает в себя система представительства интересов? Что такое лоббизм? Основные модели лоббизма. Что такое трипартизм? Какова его суть? Перечислите факторы, оказывающие воздействие на управляемую систему.

Охарактеризуйте предмет, содержание, цель и задачи курса

Лекции — Теория и методология государственного управления — файл 1.doc

Например, можно выделить тоталитарный, демократический и государственно-религиозный методологические подходы.При тоталитарном подходе к управлению акцент делается на необходимость сильной государственной власти (речь может идти о диктатуре вождя, определенного социального слоя), о слиянии органов государства и правящей партии, о подчинении им общественных объединений. Это административно-командная система управления.^ государственного управления представлены множеством самых различных школ, отстаивающих идеи «государства – добра», «государства – ночного сторожа» и др.При всех различиях демократических концепций государственного управления все они опираются на принципы демократии, общечеловеческие ценности, общие, а не классовые интересы, политический и идеологический плюрализм, господство права и т.д.Концепция государственного управления многих мусульманских стран основана на государственно-религиозных подходах.

Частнонаучные специальные методы познания системы государственного управления

Все это предопределило отказ от традиционного механистического подхода к управлению и стимулировало поиск новых теоретических моделей и практических методик эффективного государственного управления. Сегодня как зарубежные, так и отечественные исследователи солидарны в том, что отсутствие эффективной системы управления, основанной на интеллектуальной стратегии, неудовлетворительное использование современной информационно-аналитической базы и средств коммуникации автоматически отбрасывает ее в разряд «догоняющих», или отсталых стран мира.

Реформы, предпринятые в России в 90-е годы XX века начале XXI веков, явились ярким подтверждением того, что эффективное управление является важнейшим условием жизнедеятельности любой социальной системы.

В ходе политических реформ конца XX века была сделана попытка перехода к демократической системе управления через демократизацию власти, властно -политических отношений.

Таким образом, административная наука, или наука государственного управления,–это теория, изучающая государственную администрацию.

Термин«администрация»многозначен. Этимологически он происходит от латинскогоadministrare(«служить для»). Сам глаголministrareявляется производным отministris, что означает «слуга». Данное слово представляет собой форму родительного падежа от основыminus. Наличие же корня «минус» свидетельствует о том, что администрация всегда находится в подчиненном положении, ибо над ней всегда находится некто, кому принадлежит власть.
В социальных науках администрацией, илибюрократиейпринято называть любую крупномасштабную организацию профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осуществлять политику тех, кто принимает решения.

В идеале государственная администрация–это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного эффективного исполнения общественной политики.

Понятие, сущность и предмет теории и методологии государственного управления

В более общем виде, парадигма это то, как мы видим других людей, события, ситуации, будущее, когда говорим об управлении не с точки зрения его психофизиологических возможностей, а в смысле умственного восприятия, понимания, толкования. Для анализа и совершенствования практики управления большое значение имеет насыщенность парадигмы ценностями, значимыми для конкретной социальной системы, на развитие и воспроизводство которых сориентирован процесс управления.

Формирование парадигмы напрямую связано с принципами и законами управления. В последних, как известно, аккумулирован социальный опыт (положительный и негативный) многих поколений, и поэтому в различных управленческих ситуациях они выполняют роль маяков в информационном «тумане» при выборе позиции, оценке ситуации, принятии решения. Процесс формирования парадигмы — это движение мысли, образ объекта или действия на основе, прежде всего,

Вопрос 1.

Государственное управление понятие, объект и предмет исследования

Система сдержек и противовесов, представленная реализацией принципа, способствует формированию сбалансированной политической системы, отвечающей признакам справедливости и целесообразности. Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням.

Характерным признаком равномерного распределения власти в структуре управления является выделение властных полномочий как сверху, так и снизу. Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти.

Вопрос 4. Предметная область Теории государственного управления.

Акцент делается на том, что политическая и административная власть в государстве существуют только в единстве и могут быть дифференцированы лишь функционально, но никак не организационно.

Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением.
Последняя («широкая») трактовка государственного управления на сегодняшний день является доминирующей.

Раскрывая специфику ТГУ как науки, следует обратить внимание на следующее: Деятельность государства в области социального управления неразрывно связана с правовым регулированием общественных отношений и поведения людей. Отсюда юридический аспект ТГУ. В этом смысле она может быть охарактеризована как политико- юридическая отрасль знания.
В то же время определение ТГУ как науки политической или политико-юридической будет неполным, если не учесть ее социальный аспект. Ведь государственное управление воплощает в себе воздействие государства на общество в целом, а также взаимодействие его с различными элементами социальной системы.

Методологические основы государственного управления

Важнейшим составным элементом государственного управления являются методологические установки и подходы, которые оказывают определяющее воздействие на все составляющие методологии управления. Методологические установки и подходы к государственному управлению могут существенно отличаться друг от друга, что обуславливает формирование различных школ, объединяющих ученых-единомышленников.

Например, во всей совокупности методологических подходов можно выделить тоталитарный, демократический и государственно-религиозный подходы.